Можно ли летать на самолете после инсульта?

Среди смертельно опасных патологических состояний инсульт весьма распространен и занимает второе место. Возникает недуг в результате острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК). Это приводит к смерти нейронов. В зависимости от размеров очага поражения и его места расположения у человека нарушаются те или иные важные функции организма.

Если после инсульта удалось достаточно хорошо восстановиться, то нужно сделать все, чтобы избежать второго удара, вероятность возникновения которого довольно высока.

В связи с этим очень актуальна тема, которая касается того, можно ли лететь самолетом после инсульта.

От чего зависит разрешение на перелет после инсульта?

Если человек после инсульта захочет путешествовать по воздуху, то ему придется ограничивать себя и придерживаться определенных правил — так говорят врачи. В большинстве случаев специалисты все-таки дают свое согласие пациенту на перелет после инсульта. Но больной сам должен понимать, что использование этого вида транспорта является испытанием для организма.

Перелеты нелегко даются даже здоровым людям. На борту достаточно много раздражающих и неблагоприятных факторов, которые негативно сказываются на здоровье. Пассажир может испытать стресс. Бывает так, что люди в салоне нарушают порядок, что вызывает раздражение окружающих. Помимо этого, пассажирам придется на себе испытывать перепады давления в салоне. Стоит сказать о том, что на высоте нет квалифицированных врачей, которые помогут человеку, которого сразил повторный ОНМК. Паника, которая может возникнуть в полете также является неблагоприятным фактором для больного.

Врачи требуют от пациентов придерживаться рекомендаций, если последние хотят путешествовать самолетом:

  • После оперирования больного инсультом нужно подождать полгода только потом отправляться в полет. Минимальное время – 2 месяца. При этом не должно быть осложнений недуга.
  • У пациента успешно закончился период реабилитации после ОНМК.
  • У человека АД находится в норме, резких скачков не наблюдается. Контроль давления осуществляется с помощью специальных медикаментов и не превышает порог 140/90.
  • У человека отсутствует аэрофобия. Наличие этой фобии очень нежелательно, ведь она может вызвать стресс.

Врачи дадут согласие на перелет, если выполнены все пункты. Но человек должен сам готовить себя к путешествию. Для этого:

  • Укрепляют сосуды головного мозга, принимают назначенные врачами препараты.
  • Необходимо сделать ЭКГ и УЗИ сосудов головы. Это важно для своевременного выявления аневризмы.
  • Больному нужно взять с собой в полет выписанные препараты. Понадобятся средства от укачивания, успокоительные, а также препараты для давления.
  • Человеку желательно взять с собой на борт самолета специальную подушку для комфортного перелета и снижения нагрузки на шейный отдел позвоночника и сосуды.

Угрозы, возникающие во время полета

Во время полета люди сталкиваются с разного рода угрозами. Не совсем комфортным является «сидячее» положение, в котором приходится находиться часами. Возможность двигаться у человека ограничена и это приводит к гиподинамии. Последнее в свою очередь чревато тромбообразованием.

Если полет длится более 5 часов, у пассажира затекают стопы. Можно купить компрессионное белье, те же колготки. Это избавит от застоя крови. Пассажир может пройтись по салону, если его конечности затекли.

В салоне самолета воздух достаточно сухой из-за работы кондиционеров. Организм человека теряет влагу от такого воздуха. В результате обезвоживания сгущается кровь. Пополнить запасы влаги можно чистой водой. Но не нужно использовать для этих целей какие-либо напитки. Об алкоголе следует забыть.

Вряд ли время пребывание в самолете можно назвать комфортным. Человеку предоставлено мало места. Расстояние между креслами весьма скромное. Можно взять с собой на борт сменную обувь, например, удобные и свободные тапочки. Это улучшит кровообращение в стопах.

Человеку, особенно тому, чье здоровье под угрозой и возможен повторный инсульт нужно постараться избежать стресса и волнений. Успокоительные препараты помогут пассажирам. Подойдут таблетки валерианы, Ново-пассит, экстракт пиона. Наиболее тяжело людям будет во время взлета и посадки самолета. Именно в это время меняется атмосферное давление и подобное негативно сказывается на сердечно-сосудистой системе. Количество кислорода в эти моменты снижается. Пассажир мучается от одышки, головокружения.


Если летательный аппарат попадает в воздушную яму, то возникают неприятные вибрации. Сердечный ритм страдает из-за зон турбулентности, кровообращение нарушается. Может образоваться тромб, который закупорит сосуд в ГМ.

Нехватка кислорода

После инсульта нейроны гибнут в очаге поражения. Клетки головного мозга, находящиеся вокруг очага развившейся патологии, страдают от некробиоза. Если во время полета не будет хватать кислорода, эти клетки могут погибнуть.

Воздух в самолете, когда тот находится на высоте, разрежается. Это может стать причиной гипоксии. Весьма негативно на человеке, перенесшем инсульт, сказывается кислородное голодание. Нейроны, находящиеся в некробиотическом состоянии, совсем близко к пораженному очагу могут погибнуть. Работоспособность организма снижается из-за этого, так как функции, принадлежащие погибшим нейронам, теряются (воспоминания, чувствительность тела, управление движения, информация о навыках человека).

Пониженное АД

Путешествие на самолете является стрессом для сердца и сосудов. Снижается растворимость газов в крови и из-за этого повышается нагрузка. Организм пытается приспособиться к тому, что кислорода стало меньше. В результате увеличивается частота сердцебиения. Выброс крови в сосуды также повышается. Это является спасительным шагом от гипоксии. Сосуды не в состоянии выдерживать подобную нагрузку, так как они утратили эластичность, огрубели.

Если больной перенес геморрагический ОНМК, то для него подобное состояние особенно опасно. Ведь легко может произойти разрыв сосуда и повторится инсульт.

Вестибулярные расстройства

Если больной пережил кровоизлияние в мозг, то у него возможно повышение давления внутри черепа. Не исключено развитие отека головного мозга. Подобные факторы вызывают рвоту и тошноту. Путешествия на самолете способствуют усилению вышеуказанных процессов. Больной даже не застрахован от летального исхода.

Гиподинамия

Неподвижное «сидячее» положение грозит не только неудобством. Это чревато замедлением венозного кровотока. А уже этот фактор, в свою очередь, ведет к тромбообразованию. Даже если сгусток крови образуется в нижних конечностях, а не в голове все равно тромб может закупорить сосуд именно в ГМ, что приведет к повторному инфаркту мозга.

Маневры и вибрация

Перелет грозит пассажиру образованием сгустков крови, нарушением сердечного ритма. Но из-за подъема, виража летательного аппарата, также его снижения может оторваться небольшая частичка холестериновой бляшки, имеющейся на стенке сосуда нижней конечности и с кровотоком попасть в артерии мозга. Если больной страдает внутричерепной гипертензией, у него была черепно-мозговая травма, то не исключено возникновение головных болей. Попадание самолета в зону турбулентности еще больше усиливает головные боли.

Страх

Страх полета или аэрофобия особенно опасна для больного после инсульта. Сам факт перелета человека уже страшит даже без раздражающих факторов в полете. Этот страх и стресс вполне могут стать причиной повторного инсульта.

Из-за гормонов стресса сужаются сосуды. Если их стенки поражены холестериновыми бляшками, то возникает опасное состояние. Когда кровь густая, то есть повышена ее свертываемость, риск ишемического удара возрастает. Гормон адреналин, который выделяется из-за негативных эмоций, заставляет сосуды сужаться, кровь сгущается и повышается давление. Если АД высокое, это грозит геморрагическим инсультом. При сотрясении головного мозга возможно повышение АД и это усиливает внутричерепную гипертензию, что является губительным.

Подготовка к перелету и рекомендации

Если человек после инсульта собрался лететь в далекие края и врачи разрешили ему это, то нужно соблюдать правила. Необходимо помнить, что рецидив ОНМК не исключен и провоцирующим фактором является артериальная гипертензия. Поэтому больному нужно постоянно осуществлять контроль давления и делать это в разное время и в разных ситуациях. Перед тем как сесть в самолет нужно измерить давление, и если оно повышено, принять лекарства, которые его снизят.

Если резкий скачок давления произошел прямо в самолете, тогда нужно предпринять незамедлительные меры и выпить необходимое лекарство для его понижения. С собой лучше иметь прибор для осуществления необходимых измерений.

Больному надо избежать стресса и волнения и в этом помогут успокоительные средства. Их нужно принять быстро, если возникла напряженная ситуация.

Человек после инсульта обязательно должен иметь с собой целую аптечку необходимых лекарств. Туда следует сложить:

  • нитроглицерин;
  • прибор для измерения давления;
  • средства, способные успокоить;
  • валидол;
  • препараты для снижения давления;
  • таблетки от укачивания.

Врач может порекомендовать подопечному, перенесшему инсульт, иметь с собой на борту самолета кислородную подушку. Сотрудники авиакомпании должны дать свое разрешение на ее наличие. Возможно принятие антиагреганта перед вылетом по распоряжению врача.

Если человек перенес ишемический инсульт, то ему может понадобиться разжижение крови перед вылетом. Для этого принимают специальные медикаменты, например, аспирин или ТромбоАсс.

В полете нужно отказаться от алкоголя и кофе и отдать предпочтение обычной воде, и поглощать ее в больших количествах. Компрессионное белье необходимо одеть перед полетом и время от времени прогуливаться по салону, разминая конечности.

Летать больному после инсульта можно, когда его здоровье это позволяет. Если после удара прошел год, и состояние стабилизировалось, кризис позади, человек прекрасно себя чувствует, то медики не смогут ему запретить перелет. Больной должен относиться к своему здоровью максимально внимательно. Нужно иметь в виду, что ОНМК легче предотвратить, чем лечить. Если в прошлый раз удалось выкарабкаться и восстановиться, пережив инсульт, то вряд ли человек сможет повторить этот подвиг после второго удара.


Рекомендуем почитать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *